Радунский социально-педагогический центр был открыт на базе детского социального приюта в 2007 году. В свою очередь, детский социальный приют начал свое существование в 2004 году на основании решения Вороновского РИК.
В задачи социально-педагогического центра входит:
- обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;
- реализация программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
- содействие органам опеки и попечительства в жизнеустройстве несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников;
- оказание правовой помощи несовершеннолетним и их законным представителям;
- обеспечение реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- оказание социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним и их законным представителям.
В настоящее время в СПЦ работает 11 педагогов:
· директор;
· заместитель директора по основной деятельности-заведующий детским социальным приютом;
· 2 педагога-психолога;
· 2 педагога социальных;
· 5 воспитателей.
Из них высшей категории - 9 %, первой категории - 64 % , второй категории – 9 %, без категории – 18 %.
Специалисты центра оказывают квалифицированную психолого-педагогическую, социальную и правовую помощь воспитанникам детского социального приюта и их родителям, учащимся и педагогам учреждений образования, населению Вороновского района.
В августе 2012 года в центре была открыта ставка юрисконсульта, функциональными обязанностями которого является:
- разработка документов правового характера;
- осуществление мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины;
- учет, хранение действующих нормативных правовых актов, своевременное внесение в них отметок об изменении;
- оказание консультативных услуг работникам СПЦ по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, оказание содействия в оформлении документов и актов правового характера;
- ведение личных дел, списков лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей на государственном обеспечении в СПЦ.
Решению задач деятельности социально-педагогического центра способствует наличие оптимальных условий для труда специалистов, в частности – оборудованных рабочих мест, оснащенных современной техникой.
Для обеспечения наиболее комфортных условий работы в центре имеется 8 компьютеров, 2 ноутбука, 5 принтеров, 2 сканера, факс, 2 музыкальных центра, 2 телевизора. Для проведения групповых занятий, семинаров, консультаций и т.п. работниками центра используется мультимедийная установка.
Также у учреждения имеется свой электронный почтовый ящик: radunspc@mail.grodno.by. В конце 2012 года создан свой сайт: www.spzradun.schools.by, а с 2021 года ведется страничка в https://www.instagram.com/spc_radun/?igshid=uw0vbdc22227 с целью размещения на них информации, которая является полезной родителям, детям и педагогам, также там размещены основные нормативно-правовые аспекты, касающиеся основных направлений деятельности социально-педагогического учреждения.
Обязательным кабинетом в социально-педагогическом учреждении является кабинет для психодиагностической и психокоррекционной помощи. Наше учреждение не является исключением, в нем также оборудован такой кабинет. Не смотря на ограниченность в пространстве, в кабинете имеются необходимые зоны для корректной работы педагогов-психологов.
Зона первичного приема и беседы оснащена рабочими столами педагогов-психологов, компьютером, принтером и шкафом, в котором размещены закрытая картотека, содержащая психодиагностическую информацию, методические материалы и инструментарий для психологического обследования, книги, журналы и другая литература по психологии.
Зона игровой терапии с мягким покрытием пола, игрушками, материалами для детского творчества предназначена для проведения индивидуальных и групповых коррекционно-реабилитационных занятий с воспитанниками приюта.
В зоне консультативной работы и зоне снятия психоэмоционального напряжения созданы комфортные условия для общения с посетителями. Здесь размещены удобные мягкие кресла, тахта, аквариум с рыбками, что создает условия для отдыха, снятия усталости, восстановления работоспособности детей и педагогов.
Отделение детского социального приюта рассчитано на временное проживание 7 детей в возрасте от 3 до 18 лет. Здесь созданы условия, приближенные к домашним, способствующие реабилитации воспитанников.
Уютные спальни, просторный холл, в котором в свободное время можно посмотреть телевизор, игровая комната, где на полках, сделанных руками старших мальчиков с помощью завхоза, «живет» настоящее «игрушечное царство», также здесь ребята могут «покупаться» в бассейне, наполненном шариками, комната для учебных занятий, кухня, на которой ребята по вечерам собираются попить чаю и поговорить о волнующих их вопросах…
За время своей работы детский социальный приют принял на реабилитацию 501 ребенка.
К нам поступают дети, имеющие различные проблемы развития, которые требуют качественной и всесторонней коррекции. Полноценная реабилитация воспитанников приюта невозможна без слаженного взаимодействия всех служб нашего учреждения.
Особое внимание педагогами уделяется формированию у детей умений и навыков личной гигиены и труда. Девочки с удовольствием постигают секреты ухода за собой, макияжа, подбора одежды для различных ситуаций. Все воспитанники осваивают основные приемы ремонта одежды, стирки и глажки, ухода за комнатными растениями. Старшие дети сами каждый день делают уборку в своих спальнях, а по субботам - генеральную уборку, осенью убирают листья в парке, помогают в уборке урожая, сборе семян, зимой - убирают снег. Малыши оказывают посильную помощь в уборке спальной и игровой комнат.
Эффективное направление реабилитационной работы – вовлечение ребенка в занятия по интересам. В игровой комнате доступны для пользования разнообразные настольные игры, конструкторы. Девочки с удовольствием занимаются рукоделием: вяжут крючком и спицами, шьют, делают украшения из бисера, ремонтируют мягкие игрушки.
С целью расширения у детей знаний об окружающем мире систематически проводятся занятия в группах, организуются прогулки, экскурсии. Дети – частые посетители городской библиотеки г.п. Радунь, почты, магазинов. Для детей организовываются экскурсии по Вороновскому району: школьные музеи, историко-культурные памятники района, также дети посещают Цирк и зоопарк в Гродно, Агротуристический комплекс «Гарадзенскi маёнтак «Каробчыцы», часто организовываются поездки в г.Лида.
С первого же дня пребывания ребенка в приюте начинается учебно-воспитательный процесс. Дети дошкольного возраста занимаются на базе приюта, занятия организуются воспитателями приюта. Дети школьного возраста посещают Радунскую начальную школу и Радунскую гимназию. Администрации и педколлективы этих учреждений активно включены в процесс педагогической и социальной реабилитации воспитанников приюта. Во время пребывания детей в ДСП воспитателями проводится большая и целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях воспитанников. В результате значительно улучшается успеваемость детей в школе.
Наряду с реабилитацией воспитанников осуществляется реабилитация семьи. При этом семья не является пассивным объектом воздействия. Мы стараемся включить ее в активное взаимодействие. Для этого на семейных советах совместно с родителями, родственниками семьи и заинтересованными организациями определяем проблемы и пути их преодоления.
Для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, всегда они присутствуют на праздниках, проводимых в приюте. Родители, которые небезразличны к своему ребенку, начинают действовать буквально с первого дня: трудоустраиваются, проходят лечение, делают ремонт в доме или меняют место жительства, навещают ребенка в приюте, интересуются его учебой и здоровьем.
Самое главное – желание самих родителей изменить свою жизнь. В результате ребенок возвращается домой.