Условия помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения
В статье 1 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» применяются следующие основные термины и их определения:
- безнадзорность – социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими правонарушений;
- безнадзорный – лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома или детского интернатного учреждения;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в том числе с особенностями психофизического развития, а также страдающие заболеваниями, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет.
В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством. Специальные лечебно-воспитательные учреждения являются профильными лечебно-воспитательными учреждениями, обеспечивающими комплексную реабилитацию несовершеннолетних. Порядок комплексной реабилитации несовершеннолетних определяется Правительством Республики Беларусь.
В специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, страдающие заболеваниями, препятствующими их содержанию, обучению и воспитанию в этих учреждениях, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Несовершеннолетний является нуждающимся в особых условиях воспитания, если в отношении его постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо принято судом решение о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.
Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если:
в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;
в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, или 10.5, или 10.9, или 17.1, или 17.3, или 17.5, или 17.6, или 18.16, или 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;
в течение года он три раза совершил деяния, содержащие признаки административных правонарушений, указанных в абзаце третьем настоящей части, но не достиг на день совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из указанных в абзаце третьем настоящей части деяний и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.
Основанием для приема несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение являются приговор суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.
Порядок приема несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения определяется, перечень представляемых при приеме несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения документов, помимо приговора или решения суда, указанных в части шестой статьи 14 Закона республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З, устанавливается положением о соответствующем виде специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения, утверждаемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.
Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.
Пребывание в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении воспитанника, помещенного в такое учреждение по приговору суда, может быть прекращено судом досрочно в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а воспитанника, помещенного в такое учреждение по решению суда, может быть прекращено судом досрочно, если он освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.
Воспитанник в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении обязан осваивать содержание образовательных программ и программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, надлежаще исполнять обязанности, возложенные на него законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
Пребывание воспитанника в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении в случаях, если он совершил из указанного учреждения самовольный уход, и (или) не возвратился в указанное учреждение из отпуска, и (или) не освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, может быть продлено судом в пределах срока, указанного в части восьмой статьи 14 Закона республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З .
Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, подлежит выпуску из этого учреждения.
Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, по собственному желанию и с согласия родителей, опекунов или попечителей на основании решения руководителя специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения может остаться пребывать в этом учреждении для завершения обучения на срок до шести месяцев независимо от его возраста с правом покинуть такое учреждение в любое время на основании его заявления и с согласия родителей, опекунов или попечителей. Такой воспитанник не осваивает содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, и к нему не применяются меры педагогического воздействия, предусмотренные частью шестнадцатой статьи 14 Закона республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З.
Руководители специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с законодательством:
организуют образовательный и воспитательный процессы, создают и реализуют специальные условия воспитания;
информируют органы внутренних дел по месту нахождения этих учреждений и по месту жительства (месту пребывания) воспитанников о случаях их самовольного ухода из указанных учреждений и совместно с органами внутренних дел принимают меры по их обнаружению и возвращению в эти учреждения;
направляют в комиссии по делам несовершеннолетних и органы внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) воспитанников извещения о прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях не позднее чем за один месяц до их выпуска, а также характеристики таких воспитанников и свои рекомендации о необходимости проведения с ними индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;
организуют проведение личного досмотра воспитанников, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых воспитанниками телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, осмотра территории, жилых и других помещений специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявление и изъятие предметов и веществ;
подают заявления в суд о переводе воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений в специальные лечебно-воспитательные учреждения, о досрочном прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока;
применяют к воспитанникам меры педагогического воздействия;
осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
Руководители специальных лечебно-воспитательных учреждений, кроме полномочий, предусмотренных частью четырнадцатой настоящей статьи, организуют комплексную реабилитацию несовершеннолетних.
К мерам педагогического воздействия, кроме мер, предусмотренных законодательством об образовании, относятся:
запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения;
помещение в комнату реадаптации.
Запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения предполагает установление запрета на выход воспитанника за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения в составе организованной группы для посещения культурных или спортивных мероприятий.
Помещение в комнату реадаптации предполагает помещение воспитанника в отдельное жилое помещение для изоляции его от остальных воспитанников в целях обеспечения его личной безопасности либо безопасности окружающих.
Воспитанник помещается в комнату реадаптации на срок не более двух суток. В комнате реадаптации создаются условия, обеспечивающие возможность постоянного наблюдения за ним. Размеры комнаты реадаптации, освещенность, температура воздуха должны соответствовать установленным законодательством требованиям к жилым помещениям. Питание воспитанника, помещенного в комнату реадаптации, производится по общим нормам в соответствии с распорядком дня.
Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотр их вещей проводятся в целях выявления и изъятия предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию ими в указанных учреждениях.
Воспитанники, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, подвергаются личному досмотру по окончании свиданий с близкими родственниками и иными гражданами, перед входом на территорию специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения, а также в других случаях по решению руководителей указанных учреждений.
Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, проводится сотрудниками указанных учреждений одного с ними пола. При личном досмотре не допускается присутствие граждан противоположного пола, за исключением медицинских работников.
Досмотр вещей воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, проводится в их присутствии.
При проведении личного досмотра воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотра их вещей могут применяться технические средства.
Выявленные при личном досмотре воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотре их вещей предметы и вещества, запрещенные к хранению и использованию ими в указанных учреждениях, изымаются, о чем составляется протокол.
Изъятые у воспитанников предметы и вещества передаются их родителям, опекунам или попечителям либо хранятся и передаются воспитанникам при их выпуске из специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений.
Воспитанники, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, получают и отправляют телеграммы, почтовые карточки, письма, бандероли, мелкие пакеты, посылки, почтовые денежные переводы, получают передачи после их досмотра в присутствии этих воспитанников.
Порядок проведения личного досмотра воспитанников, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, и досмотра их вещей, порядок досмотра получаемых и отправляемых воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, порядок передачи изъятых у воспитанников предметов и веществ их родителям, опекунам или попечителям либо хранения и передачи таких предметов и веществ воспитанникам, у которых они были изъяты, порядок проведения осмотра территории, жилых и других помещений специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявления и изъятия предметов и веществ определяются, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, формы документов, используемых специальными учебно-воспитательными учреждениями, специальными лечебно-воспитательными учреждениями при проведении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
Порядок и условия оказания медицинской помощи воспитаннику в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь.